Япония

Как в любой другой стране, основой культуры в Японии является ее язык и письменность. Так называемый старояпонский язык сформировался путем заимствования системы иероглифов и письменности Древнего Китая. Постепенно трансформируясь, он тем не менее всегда оставался крайне сложным для изучения.
Синтоизм и дзен-буддизм, которые на протяжении многих веков являются основными религиями в этой стране, инициировали определенное отношение к жизни и искусству. Синто — нечто вроде древней мифологии, описывающей жизнь богов и духов, которым безоговорочно поклонялись древние японцы. Под влиянием религии в стране устанавливаются очень жесткие взаимосвязи внутри социальных групп, формируются культ вождей и культ мертвых.
 
Приход буддизма в Японию и его быстрое распространение до сих пор остаются загадкой для ученых, но тем не менее с 5-6 веков он стал оказывать серьезное влияние на умы и психологию населения страны.
 
Практически во всех произведениях древней живописи Японии одно из главных мест занимает природа, которая с точки зрения религии является воплощением божественного начала.
 
Удивительно ранней считается и японская литература. В то время как японские мужчины писали, используя китайские иероглифы, женщины, которым было запрещено изучать иностранные языки, писали на японском языке, создавая удивительно красивые произведения, реалистично отображающие мир и исполненные национального колорита. Токийский Национальный музей дает возможность ознакомиться с богатейшей коллекцией экспонатов, позволяющих проследить взаимосвязь между различными гранями японской культуры и их развитие на протяжении многих веков.
 
Уникальный пласт культуры этой страны связан с традициями самураев. Обычно самураями называют военно-феодальное сословие мелких дворян. Ничего аналогичного в Европе не было, хотя и можно провести некоторые аналогии со средневековым рыцарством. Зародилось самурайство в 7 веке, а в 10-13 веках оформилось окончательно. К этому времени основные кланы не просто находились в услужении аристократических родов, но приобрели политический вес. В основу идеологии самураев был положен дзен-буддизм, на его основе сложилось учение бусидо — кодекс чести, которому самураи следовали неукоснительно. Приветствовалось в этой среде и образование: влиятельные семьи стремились обучить своих детей всем искусствам, а не только военному. От остальных самураи отличались и внешне: особая прическа и два меча, большой и малый, являлись обязательными. Облик самурая — буси — сложился в 18 веке. История же самурайского сословия завершилась уже в 19 веке, но дух бусидо продолжает жить в японцах, что стало совершенно очевидным во время Второй мировой войны. Чтобы лучше понять традиции, образ жизни и образ мышления самураев, стоит посетить все тот же Токийский национальный музей. В его залах представлено немало уникальных предметов, дающих представление о быте японской военной знати и нынче имеющих в Японии статус национального сокровища. В частности, особый интерес представляет коллекция самурайских мечей, самый древний из которых датирован 11 веком.
 
Поиск гармонии между всеми составляющими жизни — вот, пожалуй, то, что наиболее характерно для всех направлений искусства Японии. Стремление найти те ярчайшие штрихи, которые наилучшим образом подчеркивают индивидуальность изображаемого объекта, независимо от способа подачи информации, делает искусство этой страны актуальным всегда и всюду. Надо сказать, что множество видов искусства пришли в повседневную жизнь мира из Японии: всё большей популярностью пользуется оригами — искусство складывать из бумаги разнообразные фигурки.
 
Искусство составлять букеты — икебана — уже давно и прочно вошло в арсенал всех профессиональных флористов мира, а создание (именно создание, иначе не скажешь) бонсай, то есть выращивание карликовых деревьев и объединение их в композиции, приобретает всё большую популярность среди жителей современных тесных мегаполисов. В 30 км от Токио, в пригороде Омии раскинулся парк бонсай. Его коллекция карликовых деревьев уникальна. Здесь можно увидеть бонсай от 10 см до 120 см в высоту, все они одинаково изящны, несмотря на совершенно различный внешний вид. Именно в этом парке становится понятным, что бонсай — это, в первую очередь, искусство, а уж потом технологии.
 
Популярным становится и искусство организации чайной церемонии. Нынче это уже не строго расписанный ритуал, проходящий под руководством мастера чая в специальном чайном павильоне, а скорее, повод увидеться с друзьями. Но, как и прежде, педантичное соблюдение всех этапов этого действа приводит его участников в умиротворенное, созерцательное настроение, а ведь именно этого так часто не хватает современным людям.
 
Точный баланс тончайших переходов цвета в сочетании с изысканными линиями в произведениях живописи отличает картины японских мастеров. Все они, включая вполне утилитарные произведения, использующиеся в повседневности, полны скрытого смысла и заставляют по-новому взглянуть на окружающую реальность. Неотъемлемо от живописи и искусство каллиграфии, которое состоит не только из умения красиво написать иероглифы, но и точно подобрать те из них, что наилучшим образом передадут настроение автора. В Галерее прикладного искусства по адресу Tokyo, 1-1 Kitanomaru-koen можно увидеть множество изделий японских ремесленников. Представлены работы из стекла, бумаги, металла, пластика, керамики, бамбука. Наиболее выдающиеся образцы хранятся в коллекции Национального музея современного искусства по адресу: 8-36 Ueno Park, Taito-ku, Tokyo.
 
Нельзя не упомянуть о японском дизайне. В первую очередь, это оформление бытовой техники и других промышленных товаров. Элегантность, гармония и высочайшей степени функциональность отличают практически все японские товары, идет речь об авторучках или об автомобилях. Множество выдающихся работ японских дизайнеров нынешнего и прошлого веков представлены в залах Национального музея современного искусства, а с рядовыми образцами можно ознакомиться в магазинах, в ассортименте которых есть японские товары.
 
Несмотря на то, что мировое киноискусство испытывает явное влияние американского кино, японский кинематограф дал миру множество великолепных картин, удостоенных наград самых престижных фестивалей и с триумфом прошедших по экранам всего мира. Такие режиссеры, как Акира Куросава (который, кстати сказать, родился в семье потомственного самурая), Канэто Синдо, стоят в одном ряду с самыми выдающимися деятелями мирового кинематографа.
 
Удивительно, что оскароносец Акира Куросава, так тонко показавший миру Японию, так и не был до конца понят в своей родной стране, а один из лучших его фильмов «Расёмон» (который не покидает список лучших фильмов мира) именно в Японии не был признан шедевром.