Во времена СССР из Алматы на озеро Иссык-Куль существовали несложные маршруты через горы. Люди путешествовали пешком и на велосипедах. В советское время пешком, а потом, когда горные велосипеды стали популярнее среди наших людей, стали преодолевать эту дистанцию на двух колесах.
Во времена СССР из Алматы на озеро Иссык-Куль существовали несложные маршруты через горы. Люди путешествовали пешком и на велосипедах. В советское время пешком, а потом, когда горные велосипеды стали популярнее среди наших людей, стали преодолевать эту дистанцию на двух колесах. Иногда успевая доехать до Иссык-Куля за один световой день. После развала Советского Союза этот маршрут продержался некоторое время, но на сегодняшний день пересечение государственной границы запрещено.
Запрет пересечения границ Казахстана и Кыргызстана случился примерно в 2009 году. С этого времени границу можно пересекать только в установленных местах, то есть там, где есть нормальный КПП, пограничники, электричество и камеры видео-наблюдения. Мобильный пост, который обслуживал границу в летний период убрали. С тех пор грунтовую дорогу засыпало и судя по всему, никто из государственных чиновников Кыргызстана и Казахстана не собирается поднимать вопрос о возрождении этого замечательного маршрута.
Кроме того, нахождение в приграничной зоне требует от туристов наличие разрешения от КНБ на нахождение в этой самой приграничной зоне. А ведь и Казахстан, и Кыргызстан, в данное время, развивают свои страны в качестве направления для международного туриста, и горные маршруты могли бы стать отличным success story для взаимодействия двух стран туристского потенциала в регионе. При том, что колоссальных финансовых затрат на разработку механизма пересечения границы здесь не нужны.
На мой скромный взгляд (никогда не приходилось работать в КНБ, кстати), нужно всего лишь разработать веб-сайт для приема и обработки документов от компаний, которые занимаются организацией туристских групп, имеют лицензию туроператора, зарегистрированы в качестве налогоплательщиков любой из стран (Казахстана или Кыргызстана).
На этом веб-сайте предоставить возможность сформировать список группы туристов, загрузить их паспортные данные, загрузить точный маршрут и точные даты прохождения маршрута. Дождаться согласований со стороны пограничных служб двух стран — этот процесс должен выполняться в ускоренном режиме, ведь многие иностранные туристы приезжают в страну и только потом решаются на некоторые экскурсионные вылазки. И, конечно же, этот процесс должен быть платным. Мне кажется, небольшая плата в 20-30 долларов за онлайн регистрацию пересечения государственных границ — совсем нормальная цена.
Дождался согласований, утверждений маршрута и списка туристов — и вперёд! Тебя и твоих друзей ждет живописный маршрут в ближайшие несколько дней, а если по дороге встретится пограничный патруль, у тебя есть распечатанный маршрутный лист, детали участников группы и подтверждение головного офиса. Любые отклонения от утвержденных документов караются по законам двух стран — персонально в отношении туристов и в отношении юридического лица, которая оформляла заявку на группу туристов.
Мне кажется, я ничего не упустил? Если есть предложения, буду рад услышать их в комментариях.
А пока давайте помечтаем, как этот текст прочитает важный человек из важной государственной службы, задумается о развитии туризма в нашем регионе и даст соответствующие рекомендации другим, не менее важным, государственным службам, чтобы продумали механизм, договорились с братьями-кыргызами и запустили в разработку доступность этого когда-то популярного маршрута в СССР.
И через некоторое время будет наш брат велосипедист ехать с довольной улыбкой по маршруту Алматы — озеро Иссык-Куль и еле-еле сдерживать свою улыбку на великолепном горном спуске в 30км до озера.
А всего маршрут составляет 85км красивыми горными тропами, кстати.